Вот, почему так?! Одни толстые, другие худые! Причем, худые и едят все подряд: и жирное, и сладкое, и вечером, и ночью! И никаким здоровым образом жизни не заморачиваются. И зарядку не делают! И пиво пьют! И никаких диет! И остаются худыми. А толстые чего только не делают, чтобы от этой полноты избавиться. И на диетах постоянно сидят, и после 6 ни-ни, и тренируются до упаду. И при этом остаются толстыми.
Вопрос этот уже из разряда риторических. И задают его скорее эмоционально. Эдакий крик души. Потому что ответ на него каждому толстому и так ясен. У этих худых все хорошо с обменом веществ, а у нас все плохо. У нас обмен замедлен, а у них работает, как часики. Действительно ли причина такой вопиющей несправедливости в «испорченном» обмене веществ? Или полнота одних и худоба других обусловлена какими-то иными причинами? Вопросы не праздные. От того, насколько правильный ответ нам удастся найти, зависит, насколько эффективной будет выбранная нами тактика похудения. Впрочем, обо всем по порядку.
ПОХУДЕНИЕ И ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ЕСТЬ ЛИ СВЯЗЬ?
Или правильнее говорить, существуют ли некие нарушения обмена веществ, которые способствуют нарастанию веса и препятствуют похудению?
По крайней мере, одно такое нарушение имеется. Это— состояние нехватки гормонов щитовидной железы. Эти гормоны тироксин и трииодтиронин в норме повышают чувствительность тканей к адреналину. А адреналин поддерживает мышечный тонус, стимулирует образование тепла и поддержание нормальной температуры тела и прямо участвует в расщеплении жиров.
Естественно, при недостатке тиреодных гормонов все эти эффекты снижаются. Жиров расщепляется меньше, а накапливается больше. И, как следствие, среди прочих симптомов нарастание веса, и дополнительные трудности при похудении.
И все понятно. И ясно, как лечить — назначай тот же тироксин и трииодтиронин в виде препаратов, будет восстанавливаться чувствительность к адреналину и потихоньку будет уменьшаться и избыточный вес.
Но, гипотиреоз, состояние довольно редкое. Среди причин лишних килограммов на него едва ли приходится один процент.
По крайней мере, до сих пор все усилия ученых найти какие-то нарушения обмена, которые тянули бы на причину всей этой массы случаев, не увенчались успехом. Хотя, периодически нам казалось, что вот-вот что-то такое отыщется.
Инсулин, лептин, кто следующий?
Так, лет тридцать-сорок назад было выявлено, что у полных примерно в полтора — два раза повышен уровень инсулина. А гормон инсулин повышает аппетит, стимулирует захват и накопление жира жировыми клетками и препятствует его расщеплению.
Но тогда почему у полных людей нормальный, а зачастую даже и повышенный уровень сахара? Ведь при избытке действия инсулина уровень сахара снижался бы в первую очередь!
В общем, когда стали разбираться, оказалось, что повышение уровня инсулина обусловлено снижением чувствительности тканей к действию этого гормона. Оно, это повышение, имеет, так сказать, защитное свойство.
Чтобы преодолеть сниженную чувствительность, надо повышать количество гормона в крови. При этом все эффекты инсулина оказываются не повышенными, а наоборот сниженными. Известно, что у полных людей более активно текут процессы расщепления и окисления жира, повышается уровень сахара в крови.
Можно сказать, уже этого века. (лептос, в переводе с греческого — стройный). Этот гормон продуцируется жировой тканью и влияет на пищевое поведение. Много лептина — есть не хочу. Мало — хочу.
У мышей с наследственным ожирением поврежден ген, продуцирующий лептин. Как результат, мыши много едят и толстеют. Но если им вводить лептин, они начинали терять вес.
Осталось только наладить производство лептина в промышленных масштабах и… Но, как оказалось, если у некоторых пород мышей набор веса действительно можно связать с недостаточностью лептина, то у человека нельзя.
Опять же, как было установлено, у полных людей уровень лептина не снижен, наоборот повышен. Пытались найти какие-то проблемы с чувствительностью к лептину. Мол с лептином все хорошо, а вот с чувствительностью к нему плохо. Но и здесь ничего определенного найти пока не удается.
Ведь как только будет выявлена какая-то конкретная «поломка», тут же выявится способ или лекарство, с помощью которого эту поломку можно было бы исправить.
Однако все больше находится ученых, которые не то что скептически относятся к самой идее поломки… Они вообще полагают, что — питание, образ подвижности, психоэмоциональный настрой…
И теперь уже слышны возгласы худых: А мы что говорили?! Эти толстые только притворяются малоежками. На самом деле они те еще любители покушать, да плюс ко всему лежебоки! А если начать расспрашивать, многие вспомнят по несколько знакомым, которые, ну очень много едят! Нам столько и за неделю не съесть.
Добавлю, что и многие мои пациенты тоже склонны считать себя людьми слабовольными, неспособными противостоять соблазнам. Но начнешь выяснять, оказывается, что мысли о безвольности возникают у них тогда, когда проголодают три дня и срываются. Мол, будь они волевыми, доголодались бы до победного конца. Спросили бы худых, много ли среди них сыщется, кто голодал хотя бы сутки?
ПОХУДЕНИЕ — ЭТО НЕ ДИЕТА, А РЕЗУЛЬТАТ СОВОКУПНОСТИ ДЕЙСТВИЙ!
Дело здесь не в силе воли, а в результирующем векторе. Наш образ жизни состоит (более или менее жирное, более или менее частое, и много ли едим сладкого, и так далее), (много или мало двигаемся, нагрузки нас скорее тонизируют или утомляют) и . Эти компоненты тесно связаны между собой, влияют друг на друга и видоизменяются в процессе этого взаимодействия.
Например, выспавшийся человек меньше нуждается в еде и лакомствах, потому что у него все хорошо с настроением и, следовательно, ему надо меньше есть, чтобы привести свои нервы в порядок. Соответственно, человек, хронически недосыпающий может прибавлять вес уже поэтому.
После интенсивных тренировок аппетит скорее повышается, а после тонизирующих типа оздоровительной ходьбы скорее снижается. Отсюда, человек, которому нравится прогуливаться может оставаться стройным, а другой, который с целью похудеть будет периодически «браться за себя» и совершать пробежки, может даже прибавлять вес.
В общем, все эти факторы образа жизни, причудливо переплетаясь и взаимодействуя, дают некий результирующий вектор, который либо направлен на повышение веса, либо на его снижение, либо на поддержание.
Поэтому, на месте худых, я не особо бы радовался и собою гордился.
Современный образ жизни, свойственный большинству людей, СПОСОБСТВУЕТ накоплению лишних килограммов. Питание становится все более жирным (огромное спасибо за это нашей пищевой промышленности), а поводов включать мышцы и двигаться остается все меньше.
ДВЕ ПОЗИЦИИ — ДВА ПУТИ — ДВА СПОСОБА ПОХУДЕНИЯ
Теперь, когда мы все это знаем, каждый из нас может определиться с позицией и на основании этой позиции построить свою тактику похудения.
Позиция первая
В чем выражается это нарушение, пока непонятно, но можно подождать. Со временем этот вопрос прояснится.
Изобретут лекарство. Я его куплю и похудею. Если ждать не хочется, можно попробовать разного рода добавки, которые обещают восстановить обмен веществ. Что и как они будут восстанавливать, неизвестно, но почему бы не рискнуть? Можно поддаться на уговоры и пройти курс «очищения» крови, или печени, или почек, или лимфы или всего сразу. Тоже непонятно, какое это имеет отношение к обмену веществ и лишнему весу, но уж больно хочется похудеть!
И в этой связи, если кто-то принимается рекламировать какой либо способ похудения, ссылаясь при этом на обмен веществ и некие секретные открытия, для меня это звучит не более, чем спекуляция.
Позиция вторая
Мне больше нравится другая точка зрения: .
Согласно этой позиции, для похудения надо постепенно подобрать для себя такой образ жизни, который изменил бы направление нашего вектора, переориентировал бы обмен веществ с преимущественного накопления жира, на его расход.
Спешить не следует. Ведь по каким-то причинам то, как вы питаетесь сейчас, представляется вам удобным. Необходимо, чтобы новый ваш образ питания тоже был бы для вас удобными со всех сторон вас устраивал.
Это касается и других составляющих образа жизни — тонизирующей двигательной активности, гармонизации психо-эмоциональной сферы.
Часто хороший . Тем более если учесть, что такого рода упражнение снижает тревогу, депрессивную настроенность, улучшает сон, нормализует пищевое поведение.
Иногда бывает необходимо . Особенно в тех случаях, когда у нашего пациента снижена самооценка, не очень ясно с мотивами, имеется тревога.
Все эти ситуации делают еду еще и необходимой в качестве «успокоительного средства», эдакого «лекарства» от тревоги. Но и в этих случаях, особенно если не торопиться и не шарахаться из крайности в крайность, можно получить вполне себе устраивающий нас эффект.
Позиция, согласно которой «обмен веществ» ни при чем, нравится мне еще и тем, что наш пациент избавившись от лишних килограммов приобретает еще и опыт, навык нового «нежирогенного» образа жизни и бережного гармоничного похудения. Такой результат обещает быть стойким.опубликовано econet
Автор Михаил Гинзбург
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: econet.ru